Акустическое проектирование. Разбираемся в вопросе

Проект домашнего кинотеатра

Словосочетание “акустический дизайн” (проектирование, расчет и пр.) основательно поселилось на аудио форумах и сайтах компаний, продающих аудио и видео технику. На бумаге рекламные обещания выглядят заманчиво и загадочно: наукоёмкие слова и выражения, описание преимуществ – в полном соответствии с правилами маркетинга. Однако часто без акустического проекта в полном его понимании можно запросто обойтись. Удивлены? Как же так, ведь помещение это 70% звука, а значит хуже не будет… И, тем не менее, это так.

Немного теории

Акустический проект следует рассматривать как нечто большее, чем простой расчет времени реверберации и графиков АЧХ. Это проект с изначально правильной геометрией помещения. В идеале это не просто стадия строительства, а этап проектирования жилых помещений. Ведь непосредственно размеры помещения задают значимые резонансы и правильный подбор этих параметров позволит распределить их с наименьшим паразитным влиянием.

В особенности влияние геометрии помещения сильно проявляется на низших частотах, так как значительная длина волны не дает шанса использовать акустические материалы, эффективные в области средних и верхних. Как следствие – удорожание проекта в результате использования специальных НЧ-поглотителей и еще не факт, что ситуация исправится. Таким образом, для создания хорошей комнаты прослушивания или домашнего кинотеатра, желательно уже на начальной стадии скоординировать между собой усилия дизайнера и акустика.

Но часто о кинотеатре вспоминают, когда уже стоят стены или готова проектная документация с указанием целевых помещений. Здесь, конечно, ни о каком полноценном акустическом проекте уже речь идти не может. Дальнейшие манипуляции называются акустической коррекцией, необходимость которой каждый решает для себя сам.

Характерные проблемы помещения и их решение

“Глухая” или “звонкая” комната – типичная характеристика проблемного помещения, ситуация в котором исправляется самостоятельно. Первое и главное – правильное расположение слушателя и акустических систем. Повышения качества звучания можно достичь простым перемещением колонок и места прослушивания, но последнее крайне нежелательно располагать вплотную к стене, т.к. это зона с повышенной энергетикой низких частот.

Если с точкой прослушивания появилась ясность, вносятся частотные коррекции и снижается влияние ранних отражений. Для этого опираемся на три принципа работы со звуком. Звук поглощается, рассеивается или отражается. Таблицы звукопоглощения материалов легко найти в Интернете, а несложная калькуляция даст представление об эффективной площади поглощения на той или иной частоте.

Например, наличие простого ковра между местом прослушивания и акустическими системами или тяжелых штор, расположенных за ним, улучшают восприятие звуковой сцены. При этом открывая или закрывая шторы варьируется площадь поглощения – такой вот универсальный эквалайзер. Еще один способ – повесить за громкоговорителями заполненные книгами полки, при этом корешки книг постараться расположить на разной глубине. Такие конструкция представляет собой рассеиватель, а неоднородная глубина утопленных корешков задаёт эффективную частоту рассеивания.

Необходимость комплексного подхода

Эти и ряд других проблем помещения учитываются при акустических расчетах, но даже эта работа не даст полной информации о распространения звука. Важнейшей составляющей каждого проекта комнаты прослушивания или домашнего кинотеатра выступают правильно подобранные аудио и видео компоненты. Грамотно акустически спроектированное помещение должно по максимуму использовать потенциал, заложенный в аппаратуру. А это значит, что играет значение мощность акустических колонок, усилителя, качество источника и другие факторы, включая соединительные кабели и электропитание.

Подбор компонентов – сложный и трудоёмкий процесс, требующий массы знаний о технических особенностях той или иной аппаратуры всех мировых производителей. К сожалению, большинство продавцов-консультантов не в состоянии предоставить покупателю такой информации, поверхностно разбираясь только в предлагаемой технике, но для компонентов уровня Hi-End этого недостаточно и лучше обратиться к профессионалам. К тому же, вместе с подбором компонентов, формируется инсталляционный проект. Окончательное решение включает в себя необходимые развертки по стенам, полу и потолку с привязками к конструктивным особенностям помещения и указанием точек вывода электропитания и трассировкой слаботочных линий.

План действий

Итак, если речь идет о верхней планке качественного звука и присутствует готовность начать работы с нуля, т.е. на стадии проектной документации, акустический проект – то, что нужно. В готовом помещении или имеющим заданные линейные размеры, возможно улучшить звук при помощи акустической коррекции, в том числе с использованием специальных электронных устройств. В остальных случаях ряд мер по улучшению звучания можно предпринять самостоятельно и собственными экспериментами добиться приемлемого звучания. Выбор за вами!