Многоканальные звуковые форматы

Сравнение битрейта разных звуковых форматов
Сравнение битрейта разных звуковых форматов

С приходом в нашу жизнь носителя Blu-Ray, обладающего значительной емкостью (примерно до 50Гб), появилась возможность записи многоканального звукового сопровождения в значительно более высоком, чем на DVD-Video, качестве.

Между тем, для раскрытия имеющего потенциала современных звуковых форматов потребуется не только AV-ресивер или процессор, оснащенный соответствующими декодерами, но и остальной звуковой тракт высокого класса.

Итак, остановимся на многоканальных форматах звука подробнее:

Dolby Digital

Dolby Digital (или AC-3) – наиболее распространенный формат многоканального звука, появившийся еще во времена Laser Disc и ставший основным для DVD-Video. По умолчанию число каналов равняется шести, причем пять из них полнодиапазонные, а еще один – выделенный канал низкочастотных эффектов. Также существуют вариации вроде Dolby Digital 2.0 (стерео) или Dolby Digital 1.0 (моно). Ввиду не слишком высокого битрейта (и следовательно высокой компрессии изначальных данных) качество звучания Dolby Digital по современным меркам находится на не самом выском уровне. Однако во многих случаях и потенциала AC-3 бывает достаточно.

Dolby Digital Surround EX

По сути это улучшенная версия Dolby Digital, получившая поддержку 6.1.При этом дополнительный канал (тыловой центр) выделяется матричным способом, аналогичному используемому в аналоговой системе Dolby Pro Logic, из пары тыловых каналов.

Dolby Digital Plus

Это формат обеспечивает до 7.1 независимых каналов с повышенным битрейтом, что благотворно сказывается на качестве звучания.

Dolby TrueHD

Наилучший на данный момент формат в семействе Dolby, используемый для записи звукового сопровождения на дисках Blu-Ray. Благодаря высоким техническим показателям (битрейт, частота дискретизации, разрядность данных, кодирование без потерь) позволяет получить на соответствующей аппаратуре практически студийное качество звучания.

DTS

Прямой конкурент Dolby Digital, разработанный компанией Digital Theater System. Формат DTS также имеет конфигурацию 5.1, но за счет меньшей компрессии отличается повышенным качеством звучания.

DTS-ES

Практически во всем аналогичен Dolby Digital Surround EX. В версии DTS-ES Matrix также использован алгоритм матричного кодирования дополнительного тылового центра в двух основных тыловых каналах. Разновидность DTS-ES Discrete включает в себя семь (6.1) независимых потоков. По качеству звучания оба алгоритма идентичны обычному DTS.

DTS-HD High Resolution Audio (HRA)

Этот способ кодирования можно сравнить с Dolby Digital Plus. В отличи от DTS и DTS-ES новый DTS-HD обладает существенно большей детальностью и звуковым разрешением.

DTS-HD Master Audio (MA)

В основе DTS-HD Master Audio лежит принцип побитового совпадении фонограммы, содержащейся на диске Blu-ray и студийного оригинала. Здесь также, как и в Dolby TrueHD, используется алгоритм кодирования без потерь, что обеспечивает превосходное качество звука.

LPCM

Представляет из себя несжатый цифровой аудиопоток (аналогичный CD-Audio, но большего разрешения) и мало отличается по качеству от Dolby TrueHD и DTS-HD. Однако при этом за счет отсутствия сжатия, занимает на носителе приличный объем.